Читать статью в PDF формате - Открыть
SWOT-анализ - достаточно простой метод стратегического планирования, но мало где можно встретить толковое описание методики его проведения. В большинстве случаев объяснение сводится к выделению всех четырех групп факторов, а дальше кто во что горазд. Кто-то на этом заканчивает SWOT-анализ, кто-то начинает считать какие-то экспертные оценки факторов. В общем, большинство описаний не подходит для практического применения.
Я сам долгое время не понимал как же правильно делать SWOT-анализ, пока преподаватель по банковскому делу не показал мне простую методику его проведения. Не знаю насколько эта методика подходит для реального применения в бизнесе, но для учебы и написания диплома она подошла великолепно. Поэтому делюсь этой методикой SWOT-анализа на примере коммерческого банка, который я проводил в рамках своего диплома.
В разделе "Пояснения" написано почему я выбрал именно эти факторы.
В квадрате "Силы-Угрозы" (S-T) важными являются пересечения следующих факторов:
SWOT-анализ - достаточно простой метод стратегического планирования, но мало где можно встретить толковое описание методики его проведения. В большинстве случаев объяснение сводится к выделению всех четырех групп факторов, а дальше кто во что горазд. Кто-то на этом заканчивает SWOT-анализ, кто-то начинает считать какие-то экспертные оценки факторов. В общем, большинство описаний не подходит для практического применения.
Я сам долгое время не понимал как же правильно делать SWOT-анализ, пока преподаватель по банковскому делу не показал мне простую методику его проведения. Не знаю насколько эта методика подходит для реального применения в бизнесе, но для учебы и написания диплома она подошла великолепно. Поэтому делюсь этой методикой SWOT-анализа на примере коммерческого банка, который я проводил в рамках своего диплома.
1-й этап
На первом этапе выявляются основные факторы: силы (Strengths), слабости (Weaknesses), возможности (Opportunities), угрозы (Threats).
Сильные
стороны (S)
|
Слабые
стороны (W)
|
1) качественная реклама;
2) широкая сеть филиалов;
3) снижение
просроченной задолженности по
кредитам.
|
1) персонал (высокая текучесть
кадров);
2) имидж;
3) низкий
объем кредитования физических лиц.
|
Возможности
(О)
|
Угрозы
(T)
|
1) прогнозируемый рост
потребительского кредитования;
2) расширение ассортимента
предлагаемых услуг;
3) возможность
улучшения имиджа.
|
1) замедление экономического
роста;
2) ужесточение требований
ЦБ в отношении потребительских
кредитов;
3) снижение
доверия клиентов.
|
2-й этап
На следующем этапе строится матрица SWOT-анализа и выделяются наиболее важные пересечения факторов.
O
|
T
|
||||||
1
|
2
|
3
|
1
|
2
|
3
|
||
S
|
1
|
х
|
х
|
х
|
|||
2
|
х
|
||||||
3
|
х
|
х
|
|||||
W
|
1
|
х
|
х
|
||||
2
|
х
|
x
|
|||||
3
|
Основное чудо заключается
именно в этой матрице. Она позволяет наглядно показать пересечения
факторов. В большинстве учебников вместо этой матрицы строится другая
таблица, в которой и описываются пересечения факторов. Но таблица
гораздо сложнее для восприятия, чем такая матрица. Да и нет большого
смысла в анализировании всех всех пересечений, матрица позволяет отсечь
несущественные факторы и сосредоточить внимание на важных. Важные
пересечения отмечены в матрице крестиками.
3-й этап
На третьем этапе описываются наиболее важные пересечения факторов. В своем дипломе я провел описание следующим образом.
В квадрате "Силы-Возможности" (S-O) важными являются пересечения следующих
факторов:
- S1O1 ― прогнозируемый рост потребительского кредитования позволяет активно развивать данное направление, а качественная реклама позволит привлечь новых клиентов;
- S1O2 ― качественная реклама позволит эффективно и своевременно доносить информацию о новых услугах до текущих и потенциальных клиентов;
- S1O3 ― качественная реклама может сформировать положительный образ банка;
- S2O1 ― широкая сеть филиалов является необходимым условием для успешного развития потребительского кредитования;
- S3O1 ― наблюдающаяся тенденция снижения просроченной задолженности по кредитам позволяет банку активнее развивать услуги потребительского кредитования.
В квадрате "Силы-Угрозы" (S-T) важными являются пересечения следующих факторов:
- S3T2 ― снижение просроченной задолженности по кредитам позволит нивелировать ужесточение требований Центрального Банка относительно потребительского кредитования.
- W1O1 ― высокая текучесть кадров негативно сказывается на качестве обслуживания, что может негативно сказаться на темпах развития потребительского кредитования;
- W1O3 ― имидж банка напрямую зависит от качества обслуживания;
- W2O1 ― имидж является одним из важнейших факторов привлечения и удержания клиентов.
- W2T3 ― слабый имидж негативно сказывается на доверии клиентов.
Пояснения
Мой диплом был на тему конкурентоспособности
коммерческого банка. На 1-м этапе SWOT-анализа я руководствовался
данными, полученным мною в ходе написания второй главы, в которую
входила характеристика банковского сектора РФ, совершенствование
методики оценки конкурентоспособности коммерческого банка и анализ по
этой методике конкурентоспособности моего банка. Т.е. у меня был
проведен PEST-анализ, анализ пяти сил Портера и анализ
конкурентоспособности банка.
Все
данные реальны, но на их основе можно было выделить гораздо больше
факторов. Но так вышло, что у меня уже были рекомендации по повышению
конкурентоспособности банка и мне нужно было связать предыдущие части
диплома с этими рекомендациям. Поэтому в SWOT-анализе я указал не все
факторы, а только те, что отвечали моим целям.
Матрица хороша своей наглядностью. Защита дипломов проходила по презентациям и эти две таблицы были вынесены на слайды.
Анализ финансово-хозяйственной деятельности банка тоже можно не проводить, т.к. нормативы ликвидности посчитаны центробанком и опубликованы на его сайте. Другие показатели посчитаны для всевозможных рейтингов и ренкингов банков. Например, рейтинг банков на сайте Банки.ру (http://www.banki.ru/banks/ratings/) содержит расчет следующих показателей:
Рекомендации
Для построения качественного SWOT-анализа рекомендую предварительно проводить PEST-анализ, анализ пяти сил Портера и финансово-хозяйственный анализ предприятия (можно без особых расчетов). В целом, все эти анализы заключаются в анализировании готовой информации, в большинстве случаев можно обойтись без каких-либо числовых расчетов. А в случае с банками ситуация еще проще, все готовые расчеты и статистика находятся в открытом доступе.Анализ финансово-хозяйственной деятельности банка тоже можно не проводить, т.к. нормативы ликвидности посчитаны центробанком и опубликованы на его сайте. Другие показатели посчитаны для всевозможных рейтингов и ренкингов банков. Например, рейтинг банков на сайте Банки.ру (http://www.banki.ru/banks/ratings/) содержит расчет следующих показателей:
- Активы нетто;
- Чистая прибыль;
- Капитал;
- Кредитный портфель;
- Просроченная задолженность в кредитном портфеле;
- Вклады физических лиц;
- Вложения в ценные бумаги;
- Рентабельность активов-нетто;
- Рентабельность капитала;
- и другие.
Комментариев нет:
Отправить комментарий