28 сентября 2014 г.

Методика SWOT-анализа на примере коммерческого банка

Читать статью в PDF формате - Открыть

SWOT-анализ - достаточно простой метод стратегического планирования, но мало где можно встретить толковое описание методики его проведения. В большинстве случаев объяснение сводится к выделению всех четырех групп факторов, а дальше кто во что горазд. Кто-то на этом заканчивает SWOT-анализ, кто-то начинает считать какие-то экспертные оценки факторов. В общем, большинство описаний не подходит для практического применения.

Я сам долгое время не понимал как же правильно делать SWOT-анализ, пока преподаватель по банковскому делу не показал мне простую методику его проведения. Не знаю насколько эта методика подходит для реального применения в бизнесе, но для учебы и написания диплома она подошла великолепно. Поэтому делюсь этой методикой SWOT-анализа на примере коммерческого банка, который я проводил в рамках своего диплома. 


1-й этап

На первом этапе выявляются основные факторы: силы (Strengths), слабости (Weaknesses), возможности (Opportunities), угрозы (Threats).
Сильные стороны (S)
Слабые стороны (W)
1) качественная реклама;
2) широкая сеть филиалов;
3) снижение просроченной задолженности по кредитам.
1) персонал (высокая текучесть кадров);
2) имидж;
3) низкий объем кредитования физических лиц.
Возможности (О)
Угрозы (T)
1) прогнозируемый рост потребительского кредитования;
2) расширение ассортимента предлагаемых услуг;
3) возможность улучшения имиджа.
1) замедление экономического роста;
2) ужесточение требований ЦБ в отношении потребительских кредитов;
3) снижение доверия клиентов.

В разделе "Пояснения" написано почему я выбрал именно эти факторы.

2-й этап

На следующем этапе строится матрица SWOT-анализа и выделяются наиболее важные пересечения факторов.


O
T
1
2
3
1
2
3
S
1
х
х
х



2
х





3
х



х

W
1
х

х



2
х




x
3







Основное чудо заключается именно в этой матрице. Она позволяет наглядно показать пересечения факторов. В большинстве учебников вместо этой матрицы строится другая таблица, в которой и описываются пересечения факторов. Но таблица гораздо сложнее для восприятия, чем такая матрица. Да и нет большого смысла в анализировании всех всех пересечений, матрица позволяет отсечь несущественные факторы и сосредоточить внимание на важных. Важные пересечения отмечены в матрице крестиками.

3-й этап

На третьем этапе описываются наиболее важные пересечения факторов. В своем дипломе я провел описание следующим образом.

В квадрате "Силы-Возможности" (S-O) важными являются пересечения следующих факторов:
  • S1O1 ― прогнозируемый рост потребительского кредитования позволяет активно развивать данное направление, а качественная реклама позволит привлечь новых клиентов; 
  • S1O2 ― качественная реклама позволит эффективно и своевременно доносить информацию о новых услугах до текущих и потенциальных клиентов; 
  • S1O3 ― качественная реклама может сформировать положительный образ банка; 
  • S2O1 ― широкая сеть филиалов является необходимым условием для успешного развития потребительского кредитования; 
  • S3O1 ― наблюдающаяся тенденция снижения просроченной задолженности по кредитам позволяет банку активнее развивать услуги потребительского кредитования. 

В квадрате "Силы-Угрозы" (S-T) важными являются пересечения следующих факторов:
  • S3T2 ― снижение просроченной задолженности по кредитам позволит нивелировать ужесточение требований Центрального Банка относительно потребительского кредитования. 
В квадрате "Слабости-Возможности" (W-O) важными являются пересечения следующих факторов:
  • W1O1 ― высокая текучесть кадров негативно сказывается на качестве обслуживания, что может негативно сказаться на темпах развития потребительского кредитования; 
  • W1O3 ― имидж банка напрямую зависит от качества обслуживания; 
  • W2O1 ― имидж является одним из важнейших факторов привлечения и удержания клиентов. 
В квадрате "Слабости-Угрозы" (W-T) важными являются пересечения следующих факторов:
  • W2T3 ― слабый имидж негативно сказывается на доверии клиентов. 

Пояснения

Мой диплом был на тему конкурентоспособности коммерческого банка. На 1-м этапе SWOT-анализа я руководствовался данными, полученным мною в ходе написания второй главы, в которую входила характеристика банковского сектора РФ, совершенствование методики оценки конкурентоспособности коммерческого банка и анализ по этой методике конкурентоспособности моего банка. Т.е. у меня был проведен PEST-анализ, анализ пяти сил Портера и анализ конкурентоспособности банка.

Все данные реальны, но на их основе можно было выделить гораздо больше факторов. Но так вышло, что у меня уже были рекомендации по повышению конкурентоспособности банка и мне нужно было связать предыдущие части диплома с этими рекомендациям. Поэтому в SWOT-анализе я указал не все факторы, а только те, что отвечали моим целям.

Матрица хороша своей наглядностью. Защита дипломов проходила по презентациям и эти две таблицы были вынесены на слайды.

Рекомендации

Для построения качественного SWOT-анализа рекомендую предварительно проводить PEST-анализ, анализ пяти сил Портера и финансово-хозяйственный анализ предприятия (можно без особых расчетов).  В целом, все эти анализы заключаются в анализировании готовой информации, в большинстве случаев можно обойтись без каких-либо числовых расчетов. А в случае с банками ситуация еще проще, все готовые расчеты и статистика находятся в открытом доступе.

Анализ финансово-хозяйственной деятельности банка тоже можно не проводить, т.к. нормативы ликвидности посчитаны центробанком и опубликованы на его сайте. Другие показатели посчитаны для всевозможных рейтингов и ренкингов банков.  Например, рейтинг банков на сайте Банки.ру (http://www.banki.ru/banks/ratings/) содержит расчет следующих показателей:
  • Активы нетто;
  • Чистая прибыль;
  • Капитал;
  • Кредитный портфель;
  • Просроченная задолженность в кредитном портфеле;
  • Вклады физических лиц;
  • Вложения в ценные бумаги;
  • Рентабельность активов-нетто;
  • Рентабельность капитала;
  • и другие.